ОТКЛАДЫВАНИЕ ЖЕНИТЬБЫ (ВЫДАЧИ ЗАМУЖ) ПО ПРИЧИНЕ УЧЕБЫ (ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ)
Вопрос: Распространился обычай, а именно – отклонение девушками и их родителями (предложение) женитьбы от сватающегося, и причиной этому то, что она (девушка) должна закончит учёбу в школе (старших классах), или же закончить учёбу в университет, или же пока она не отучится определённое количество лет.
Каково положение этого? И каково ваше наставление тем, кто поступает подобным образом, так как бывает что женщине 30 лет, а она все еще не вышла замуж из-за таких причин?
Ответ шейха Ибн аль-‘Усеймина, да будет милостив к нему Аллах:
«Положение подобного – это противоречие велению пророка, мир ему и благие приветствия, ведь пророк, мир ему и благие приветствия, сказал: «Если придёт (свататься) к вам тот, чьим нравом и религией вы довольны, то выдавайте за него (ваших дочерей)»1. Так же он, мир ему и благие приветствия сказал: «О молодежь! Если есть, у кого из вас возможность жениться 2, то сделайте это, ибо это способствует к потуплению взоров и уберегает половые органы (от греховного)».3
Ведь запрет женитьбы – это препятствие тому ценному, что несёт в себе женитьба. И я делаю наставление нашим братьям мусульманам, которые являются опекунами женщин, так же сёстрам мусульманкам, чтобы они не препятствовали женитьбе по причине учёбы или обучения. И женщина может поставить условие мужу, что она закончит учёбу после женитьбы или останется преподавать определённый срок, пока не станет её заботой уход за детьми. В этом нет проблем.
Однако, нужно рассмотреть вопрос, который касается получения образования в университете, в котором нет нужды.
Я считаю, что если девушка закончила начальную школу («ибтидаъийа» – 6-ой класс) и научилась читать и писать так, что она сможет получать пользу читая Книгу Аллаха и толкование к ней, читать хадисы пророка, мир ему и благие приветствия, и толкования к ним, то этого ей достаточно!
О Аллах! Если только не будет нужды у людей в её образовании, как например, в медицине и т.п., и не будет в этой учёбе ничего порицаемого, как совместное пребывание с мужчинами и т.д.».
(Из послания: «Асъиляту аль-мухимма», стр. 26-27)
Перевел: Абу Зайнаб (абу Зарр)
_________________________________________
1 Хадис приводит имам ат-Тирмизи, 1084, достоверную степень которого подтвердил шейх Альбани. В полной версии хадиса, после этих слов, посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия сказал:
الاّ تفعلوا تكن فتنة في الأرض و فساد عريض
«Если вы не сделаете так, то распространиться смута на земле и нечестие большое».
2 Возможность как физическая, так и в плане содержания семьи. Это два мнения учёных, которые привел имам ан-Науауи, да будет милостив к нему Аллах, объясняя это слово.
3 Хадис приводят имам Бухари в гл. «Никах», 5060, 5066, и имам Муслим в гл. «Никах», 1400.